Рыбницкий детский сад №3 комбинированного вида

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики

 

Государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

Приднестровской Молдавской Республики

 

 

1. Общие положения

 

1. Настоящий государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (лицами, их заменяющими) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

2. В настоящем Стандарте используются следующие термины и определения:

Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования -  обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.

Взрослые – родители (лица, их заменяющие), педагогические и иные работники организации образования.

Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей организаций дошкольного образования, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Зона ближайшего развития – уровень развития,  достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к  самостоятельному решению аналогичных задач.

Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Ограничение возможностей здоровья – физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующий получению образования без создания специальных условий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.

Основная образовательная программа дошкольного образования -  комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность и утверждаемой органом управления образованием. Обязательна для реализации каждой организацией дошкольного образования. Разрабатывается на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Особые образовательные потребности – индивидуальные потребности конкретного воспитанника, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Отношения в сфере образования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых (служебных)отношениях с организацией образования или иной организацией (ее подразделением), обладающей правом осуществления образовательной деятельности, выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) по организации образовательной деятельности либо осуществляет индивидуальную предпринимательскую педагогическую деятельность.

Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - является основой для разработки основной образовательной программы дошкольного образования организации дошкольного образования, определяет только обязательную часть основной образовательной программы дошкольного образования.

Психологическая диагностика -  выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Равенство возможностей – обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и тому подобное), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (лиц, их заменяющих), социокультурными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.

Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонений от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами  с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

3. В Стандарте учитываются:

а) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

б) возможности освоения ребенком образовательной программы дошкольного образования  на разных этапах ее реализации.

4. Основные принципы дошкольного образования:

а) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

б) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

в) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

г) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

д) сотрудничество Организации с семьей;

е) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

ж) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

з) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

и) учет этнокультурной ситуации развития детей и поликультурности образования в Приднестровской Молдавской Республике;

к) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики, право на изучение одного из официальных языков, возможность получения дошкольного образования на одном из официальных языков, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Приднестровья.

5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

а) повышение социального статуса дошкольного образования;

б) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

в) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

г) сохранение единства образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики относительно уровня дошкольного образования.

6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

а) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

б) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

в) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

г) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

д) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

е) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

ж) обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ дошкольного образования и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ дошкольного образования различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

з) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

и) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (лиц, их заменяющих) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

7. Стандарт является основой для:

а) разработки основной образовательной программы дошкольного образования;

б) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

в) разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

г) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

д) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

е) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

8. Стандарт включает в себя требования к:

а) структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

б) условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

в) результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

9. Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется на одном из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

2. Требования к структуре основной образовательной программы  дошкольного образования и ее объему

 

10. Основная образовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования  обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в Стандарте.

11. Основная образовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

12. Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на:

а) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

б) на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

13. Основная образовательная программа дошкольного образования  разрабатывается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом используемых примерных общеобразовательных программ дошкольного образования и утверждается органом местного управления образованием.

Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные рабочие образовательные программы дошкольного образования с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, разновозрастных групп.

14. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

а) cоциально-нравственное развитие;

б) познавательное развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Социально-нравственное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другом), о малой родине и Приднестровской Молдавской Республике, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о  национальных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие включает в себя речевое, то есть владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другой).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; ознакомление с народными играми, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и других).

15. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами основной образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

а) в младенческом возрасте (от рождения до года) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

б)  в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

в) для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

16. Содержание основной образовательной программы  дошкольного образования должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

а) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

б) характер взаимодействия со взрослыми;

в) характер взаимодействия с другими детьми;

г) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

17. Основная образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Основная образовательная программа дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений примерные основные общеобразовательные  программы дошкольного образования, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

18. Объем обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

19. Основная образовательная программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

20. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

а) цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

б) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования;

в) значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

21. Содержательный раздел представляет общее содержание основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в четырех образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена основной образовательной программой дошкольного образования.

В содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания основной образовательной программы дошкольного образования, наиболее существенные с точки зрения авторов основной образовательной программы дошкольного образования.

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть основной образовательной программы дошкольного образования должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

а) специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

б) выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

в) сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы включается в основной раздел основной образовательной программы дошкольного образования, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации основной образовательной программы дошкольного образования для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа должна быть направлены на:

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;

б) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

22. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения основной образовательной программы дошкольного образования, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

23. В случае если обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования соответствует примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с требованиями Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных основных общеобразовательных программ.

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

24. Дополнительным разделом основной образовательной программы дошкольного образования является текст ее краткой презентации. Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования должна быть ориентирована на родителей (лиц, их заменяющих) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации основной образовательной программы дошкольного образования должны быть указаны:

а) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована основная образовательная программа дошкольного образования, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

б) используемые примерные основные общеобразовательные программы (комплексные, базисные);

в) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

 

3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

25. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования к:

· психолого-педагогическим,

· кадровым,

· материально-техническим,

· финансовым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования,

· а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-нравственного, познавательного, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

а) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

б) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

в) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

г) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

д) обеспечивает открытость дошкольного образования;

е) создает условия для участия родителей (лиц, их заменяющих) в образовательной деятельности.

26. Для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны быть обеспечены следующие  условия:

а) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

б) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

в) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

г) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

д) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

е) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

ж) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

з) поддержка родителей (лиц, их заменяющих) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

27. Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

28. При реализации основной образовательной программы дошкольного образования может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

а) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

б) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (лиц, их заменяющих).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

29. Порядок комплектования организаций дошкольного образования (групп) детьми возраста раннего детства и дошкольного возраста определяется учредителем в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 25 июля 2008 года № 499-З-IV «О дошкольном образовании» (САЗ 08-29) в текущей редакции.

30. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

а) обеспечение эмоционального благополучия через:

1) непосредственное общение с каждым ребенком;

2) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

б) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

1) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2) создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

3) недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и так далее);

в) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

1) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

2) развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

3) развитие умения детей работать в группе сверстников;

г) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

1) создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

2) организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

3) поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

4) оценку индивидуального развития детей;

д) взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

31. В целях эффективной реализации образовательной программы дошкольного образования должны быть созданы (кадровые)  условия для:

а) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

б) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе специального (коррекционного) образования (в случае его организации);

в) организационно-методического сопровождения процесса реализации образовательной программы дошкольного образования, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

32. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими основную образовательную программу  дошкольного образования совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими основную образовательную программу  дошкольного образования, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

33. Организация должна создавать возможности:

а) для предоставления информации об основной образовательной программе  дошкольного образования семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

б) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде;

в) для обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) детей вопросов, связанных с реализацией основной образовательной программы дошкольного образования.

34. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

а) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой основной образовательной программы дошкольного образования).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

1) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

2) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

3) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

4) возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

б) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

в) Полифункциональность материалов предполагает:

1) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и так далее;

2) наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

г) Вариативность среды предполагает:

1) наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

д) Доступность среды предполагает:

1) доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

3) исправность и сохранность материалов и оборудования.

е) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические; соответствующие материалы (в том числе расходные); игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

35. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики органом государственной власти в области трудовых отношений.

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации основной образовательной программы дошкольного образования, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

Педагогические работники, реализующие основную образовательную  программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.

При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

36. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования  включают:

а) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

б) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

в) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

г) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

д) требования к материально-техническому обеспечению основной образовательной программы дошкольного образования (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

37. Финансовые условия реализации основной образовательной программыдошкольного образования должны:

а) обеспечивать организации дошкольного образования возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

б) обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программыдошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных особенностей развития воспитанников;

в) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.

Объем финансового обеспечения реализации основной образовательной программы  дошкольного образования определяется исходя из требований к условиям реализации основной образовательной программы  дошкольного образования данного Стандарта с учетом направленности основной образовательной программы дошкольного образования, категории воспитанников, вида организации дошкольного образования, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления расходов Организации:

а) на оплату труда работников, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;

б) на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные,

в) игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

г) связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

д) иных, связанных с реализацией основной образовательной программы дошкольного образования.

Финансовые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны:

а) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

б) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных особенностей развития детей;

в) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.

Государственные нормативы финансирования государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования ежегодно устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной год и являются минимально допустимыми.

С целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования организация дошкольного образования вправе в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики, привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом организации образования услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов.

 

4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

 

38. Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы  дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

39. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

40. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение основной образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

41. Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики;

б) решения задач:

1)  формирования основной образовательной программы дошкольного образования;

2) анализа профессиональной деятельности;

3) взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях до 8 лет);

г) информирования родителей (лиц их заменяющих) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики.

42. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

а) аттестацию педагогических кадров;

б) оценку качества образования;

в) оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

г) оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

д) распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

43. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

а) Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3) владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

5) проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

6) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

7) у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и прочее).

б) Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2) ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

4) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

5) у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

6) ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

7) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

44. Целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

45. В случае если основная образовательная программа  дошкольного образования не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.

26 августа 2019 в 21:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.